Уровень выше

Денис Мантуров: «Хочешь модернизироваться — покупай российское»

17.11.2015 Заряд господдержки
12.11.2015 «Дочка» Кировского завода получит от Минпромторга 500 млн рублей
Денис Мантуров: «Хочешь модернизироваться — покупай российское»
16.11.2015
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров на минувшей неделе впервые со времен введения санкций посетил Германию с рабочей поездкой. Целью поездки было не только пригласить немецкий бизнес инвестировать в Россию, но и предложить западным рынкам российскую продукцию сложного машиностроения. Журналу «Эксперт» Денис Мантуров рассказал о перспективах российского машиностроительного экспорта и проблемах российской промышленности.

— Есть ли вообще у российского машиностроения, в частности транспортного, перспективы на внешних рынках?
— Приведу для начала пример: экспорт российской сельхозтехники в 2015 году вырос в три раза. По остальным отраслям транспортного машиностроения мы сейчас набираем потенциальных заказчиков, и перспективы весьма неплохие. Так, Уралвагонзавод начал отгрузку грузовых вагонов в Азербайджан. Есть спрос и на пассажирские вагоны «Трансмашхолдинга» — в частности, интерес к ним проявляет Египет. Также «Трансмашхолдинг» выиграл конкурс на поставки вагонов метро в Венгрию. Надо сказать, что от девальвации мы в определенном смысле выигрываем, и экспорт отчасти компенсирует сужение внутреннего рынка.

 — Если говорить о сложной машиностроительной продукции, то часто контракт на ее покупку подразумевает не только саму технику, но и договор лизинга. В то же время ставки кредитования в России сильно отличаются от европейских, что делает покупки европейской техники более выгодными. Есть ли у Минпромторга решение этой проблемы?
— Конечно, есть. У нас имеются специальные меры поддержки экспорта. В бюджет заложены средства на компенсацию разницы процентной ставки. Реализуется эта схема Внешэкономбанком через единый центр поддержки экспорта. Центр был создан в этом году.

— Какая эффективная ставка на лизинг получается в итоге для покупателя?
— Порядка четырех процентов годовых в валюте. Мы действительно не можем предоставлять покупателям нашей машиностроительной продукции более высокую ставку, так как наши конкуренты могут «играть» как ценой конечной продукции, так и финансовым пакетом. Поэтому мы обязаны давать условия как минимум не хуже, а на текущем этапе даже лучше — для того чтобы завоевать свои ниши.

— Вообще, процентные ставки и длинные деньги — одна из главных проблем российской промышленности. С одной стороны, это не вопрос Минпромторга, но с другой, так как это проблема промышленности, то и проблема Минпромторга. Есть видение того, как решить эту ситуацию не точечно, а в целом для всей страны?
— Процентные ставки в экономике остаются очень высокими, и сегодня каждому предприятию помочь очень сложно. Поэтому мы селективно выбираем отрасли промышленности, которые входят в перечень социально значимых или регионально значимых, и им будем оказывать поддержку через компенсацию кредитов. Это первый путь решения проблемы. Второй путь — инвестиционное развитие через компенсацию процентов по кредитам на модернизацию предприятий. Третий — компенсация затрат, именно затрат, а не процентов на расходы при разработке новых образцов промышленности. Четвертый — проектное финансирование, которое активно используется компаниями, в том числе через Фонд развития промышленности (ФРП). Это финансирование предполагает ставку в пять процентов годовых, причем для ФРП это возвратное финансирование, то есть средства вернутся и будут реинвестированы в реальный сектор экономики. Для промышленности это тоже стимул: эти деньги не расхолаживают, их нужно вернуть, что заставляет компании подходить более ответственно к использованию этих средств.

— О каких проектах в данном случае идет речь?
— Мы приняли решение по поддержке 52 проектов*, от энергетического машиностроения до фармацевтических. В их числе есть и легкая промышленость, и сельскохозяйственное машиностроение, и станкостроение. По некоторым уже открыто финансирование.
Самое главное: с Центральным банком и ФРП мы сформировали отдельную программу по поддержке поставки российских станков и инструмента по льготному лизингу. Это отдельный канал финансирования при поддержке Фонда развития промышленности и коммерческих банков. В итоге ставка лизинга при продаже российских станков составит пять-шесть процентов годовых. Так мы даем сигнал рынку: хочешь модернизироваться — покупай российское.

— На внешних рынках не очень рады видеть российских производителей. Например, фармпродукции выйти на европейские рынки невозможно.
— Не невозможно, но тяжело. Так же, как и сельхозмашинам. Вначале продукцию нужно сертифицировать, испытать, и лишь потом она может попасть в руки покупателям. У нас есть понимание этой проблемы. В ответ мы формируем в рамках пакета поддержки экспорта меру, связанную с компенсацией затрат на сертификацию высокотехнологичной продукции на зарубежных рынках, в том числе для фармкомпаний.

— Недавно было подписано соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Каким производителям интересен этот рынок?
— Этот рынок был очень важен для автопроизводителей — КамАЗа, ГАЗа, АвтоВаза, «Рено Россия». На днях я общался с коллегой, министром промышленности Вьетнама; в этой стране очень оперативно подготовили документы для организации сборочных производств, чтобы в период, пока страна поэтапно готовится к вступлению в зону свободной торговли, эти четыре компании могли беспошлинно ввозить комплектующие для своих производств.

— Сейчас готовится локализация производства гражданских самолетов в Индии. Каковы успехи на этом направлении?
— С Индией мы ведем два проекта: совместный военно-транспортный самолет и истребитель пятого поколения. Но Индия готова расширять сотрудничество и по гражданской авиации. Это касается линейки SSJ-100 и его новой модификации, рассчитанной на 130 мест, а так же MC-21. Мы видим Индию как активного индустриального партнера в гражданской авиации и рассчитываем на то, что страна будет приобретать и российские гражданские самолеты. Поэтому часть работы по строительству самолетов может быть передана индийским коллегам.


* По состоянию на 17.11.2015 Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил к финансированию 56 проектов.
ENG