Уровень выше

Двигатель для инвестиций

11.04.2016 Первые шаги к промышленности
08.04.2016 Производство бурильных систем для нефтяных скважин создадут в Перми при поддержке ФРП
Двигатель для инвестиций
11.04.2016
Японский автопроизводитель Mazda начнет строительство завода двигателей во Владивостоке мощностью 50 тыс. единиц в год. Он будет создан на базе совместного предприятия «Мазда Соллерс», которое работает с октября 2012 года. Российская компания «Соллерс» и японская Mazda вложат в проект 2 млрд рублей, в его рамках будет создано более 600 рабочих мест. Об этом на прошлой неделе объявили представители Фонда развития промышленности (ФРП, находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ).

По словам Сергея Вологодского, заместителя директора ФРП, до конца апреля Минпромторг, региональные власти и СП «Мазда Соллерс» подпишут так называемый специальный инвестиционный контракт (СПИК). Представители «Соллерс» подтвердили «Эксперту» эту информацию. «Да, такой СПИК действительно планируется подписать, - рассказала Елена Тарасенко, руководитель по связям с общественностью компании «Соллерс». - На прошлой неделе мы получили одобрение СПИК от межведомственной комиссии, теперь в течение ближайших недель ждем окончательного согласования и подписания документов». Информацию о новом проекте подтвердили и в представительстве Mazda в России. «Да, завод двигателей во Владивостоке мы построить планируем, это станет важным шагом в развитии продаж Mazda в России», - сказала «Эксперту» Мария Магуайр, директор по связям с общественностью «Мазда Мотор Рус».

Локализация против кризиса

Новый завод японских двигателей будет построен на базе предприятия «Мазда Соллерс», которое начало свою работу в октябре 2012 года. Изначально оно выпускало кроссоверы Mazda CX-5, позже здесь началась сборка седанов Mazda 6. В феврале с конвейера предприятия владивостокского предприятия сошел 90-тысячный автомобиль, а по итогам 2015 года выпущено 24,1 тыс. машин японской марки.

Новый завод двигателей весьма важен для развития марки Mazda в России. Из-за кризиса на российском авторынке продажи этой марки провалились особенно сильно: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за прошлый год в России было продано 27,3 тыс. автомобилей этой марки - на 46% меньше, чем годом ранее. Напомним, что по итогам 2015 года российский авторынок сократился почти на 36%, то есть продажи Mazda падают быстрее среднерыночных показателей. Ключевая причина этого - отсутствие у марки в России производства с высокой степенью локализации. Падение курса рубля существенно повысило стоимость автомобилей Mazda на российском рынке, а при наличии локального производства ключевых компонентов рост цен можно было бы сдерживать более эффективно.

Объявлено, что во Владивостоке будут выпускаться бензиновые двигатели Mazda Sky Activ-G. Безусловно, их выпуск даст новый импульс продажам японского бренда в России. Правда, на первый взгляд несколько смущают заявленные высокие мощности предприятия: 50 тыс. двигателей в год. Это как минимум вдвое больше того, что Mazda сейчас продает в России. Например, та же Volkswagen Group в сентябре прошлого года запустила в России завод двигателей мощностью 150 тыс. моторов. Но по итогам прошлого года весь немецкий концерн продал в России более 160 тыс. автомобилей различных марок.

Однако в Mazda уверены, что в долгосрочной перспективе российской авторынок будет расти и компании удастся наращивать на нем продажи. К тому же на первых порах ничто не мешает предприятию по выпуску двигателей работать не в полную мощность. Помимо этого рассматривается вариант поставок собираемых во Владивостоке двигателей на экспорт.

Согласно новому соглашению, одновременно с выпуском двигателей Mazda продолжит производить в России модели Mazda CX-5 и Mazda 6. Ну а в будущем не исключено расширение выпускаемого модельного ряда Mazda в России - ранее президент компании Mazda Motor Такаши Яманучи заявлял в интервью «Эксперту», что рассматривается даже вариант разработки специальной модели Mazda для российского рынка.

Неизменность условий

Несмотря на то что представители Mazda и «Соллерс» говорят об уверенности в будущем российского авторынка, все же запуск собственного завода двигателей был для них неоднозначным решением.

До сих пор нет ясности, когда российский авторынок нащупает «дно» и продажи пойдут вверх. В этих условиях принимать решение о строительстве собственного завода двигателей можно только при условии весомого дополнительного стимула. Им как раз можно считать упомянутый выше специальный инвестиционный контракт, практика реализации которых сейчас в России только начинается.

Появление СПИК связано с вступлением в силу в июле прошлого года федерального закона № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации», после чего правительство в соответствии с этим документом приняло постановление «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (№ 708 от 16.07.2015).

Цель СПИК - с помощью новых привлекательных условий стимулировать приход инвесторов в Россию. Данный контракт подписывают представители российских властей и инвестор. Минимальная сумма привлекаемых в проект средств должна быть не ниже 750 млн рублей. Срок действия контракта - пять - десять лет. В течение этого срока инвестор обязан вложить определенные средства в свой проект и развивать производство по определенным показателям. В обмен он получает от государства пакет преференций: это могут быть льготы по налогам и сборам, уплате таможенных платежей, арендной плате за пользование госимуществом и пр. Но главное, чего не было ранее, - инвестор при заключении контракта получает гарантированную неизменность условий.

Как поясняют юристы, даже если после заключения контракта вдруг вступают в силу, например, новые федеральные законы, которые устанавливают режим запретов и ограничений в отношении выполнения контракта, то эти изменения не применяются в отношении инвестора. С точки зрения бизнеса такая стабильность очень важна. «Получение стабильной среды на длительный период является ключевой сильной стороной СПИК и позитивным фактором для принятия решения о реализации инвестиционного проекта с длительным сроком окупаемости», - комментирует Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «Трансфин-М».

Кто следующий?

Применение СПИК уже многие годы широко практикуется в разных странах; особенно здесь показателен опыт Венгрии и Китая. «СПИК зарекомендовали себя как успешный инструмент по привлечению инвестиций. В девяностые годы в Китае, в том числе благодаря СПИК, годовой объем прямых инвестиций в промышленность увеличился в десять раз, - говорит Цай Гуйжу, президент бизнес-парка «Гринвуд», председатель Союза китайских предпринимателей в России. - Важным преимуществом СПИК является его независимость от текущих политических решений. Если контрактом определено введение нулевой налоговой ставки, то она и останется таковой до окончания срока действия контракта».

Появление СПИК в России особенно важно сейчас, в условиях кризиса и нехватки инвестиционных ресурсов. «Новый специнвестконтракт - это новое, так сказать, правовое оружие против санкций, - говорит Кирилл Митягин, эксперт онлайн-сервиса по созданию юридических документов FreshDoc.ru. - До начала мировой санкционной политики, когда проблема привлечения иностранных инвестиций не стояла так остро, эти задачи решались другими способами - например, с помощью государственно-частного партнерства или обычных инвестконтрактов. В период сокращения иностранных инвестиций нужны новые идеи и решения, поэтому государство, вводя специальный инвестиционный контракт в России, пытается привлечь новые внутренние и иностранные инвестиции в промышленность».

Оператором СПИК в России назначен ФРП. По словам представителей фонда, сейчас на рассмотрении находятся более ста заявок на заключение СПИК, до конца года предполагается подписать как минимум десять специальных инвестиционных контрактов. После проекта строительства завода двигателей Mazda наиболее вероятными кандидатами на заключение СПИК в ближайшее время станут контракт на выпуск сельскохозяйственной техники в Краснодаре немецкой компанией Claas, а также выпуск станков совместно с чешской компанией Kovosvit на производственной площадке в Ростовской области.

Одновременно механизм СПИК широко развивается и на региональном уровне. «Планируемый к подписанию СПИК с СП «Мазда Соллерс» - первый в своем роде федеральный специнвестпроект. Однако такие проекты уже реализуются на уровне регионов России, - указывает Илья Кокорин, партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin. - В Пермском крае специальные инвестиционные контракты уже заключены с такими предприятиями, как «Уралкалий», «Протон-ПМ» и другими компаниями. Региональные власти привлекают инвесторов, предоставляя им скидки по налогу на имущество и налогу на прибыль. В случае если в заключенном СПИК принимают участие местные власти, то возможно также освобождение от уплаты земельного налога».

Впрочем, есть у нового механизма привлечения инвестиций и недостатки. «Слабой стороной СПИК в настоящее время является отсутствие закрепления на федеральном уровне единого перечня преференций, на которые вправе рассчитывать или претендовать потенциальные инвесторы, - продолжает Илья Кокорин. - Например, «Мазда Соллерс» так и не смогло получить таможенные льготы. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством в России запрещено предоставление индивидуальных налоговых льгот. То есть невозможно предоставить льготы конкретно для одной компании. Такие льготы возможны только в соответствии с законом и только для определенных категорий налогоплательщиков. В Пермском крае, например, был принят специальный закон, позволяющий наделить участников СПИК скидками по региональным и местным налогам».

Также к недостаткам СПИК наблюдатели относят высокий порог входа - все-таки инвестиции начиная от 750 млн. руб. под силу только крупным компаниям. Если бы эту планку понизили, то механизм инвестконтрактов мог бы стать более массовым. Наконец, представители бизнеса высказывают пожелания, чтобы критерии и процесс одобрения новых спецконтрактов были бы максимально прозрачны, а сроки подписания СПИК имели бы определенные рамки.
ENG