22 апреля 2019 г.
ФРП разработал специальный рейтинг региональных фондов развития промышленности Федеральный Фонд развития промышленности (ФРП) разработал специальный рейтинг региональных фондов развития промышленности, где оцениваются качество их работы и эффективность. Зачем это нужно и как проводилась оценка, в интервью "РГ" рассказал директор ФРП Роман Петруца.

Как возникла идея рейтинга?

Роман Петруца: Она появилась в ответ на запрос региональных властей, которые хотят иметь четкое представление о том, насколько продуктивно работают местные фонды, как справляются с поставленными задачами, эффективно ли распределяют выделенные бюджеты, зачастую весьма скромные, но найденные регионом с большим трудом. Понятно, что мы могли просто показать статистику займов: размеры софинансирования, количество проектов, число обращений из того или иного региона. Но мы видим больше объективных показателей для оценки работы региональных фондов. Рейтинг позволяет четко систематизировать эти данные.

Важно, чтобы местные команды не стремились заключить все сделки сами, а исходили из интересов региона
Какие параметры работы регфондов вы оцениваете?

Роман Петруца: Существует три блока, за которые начисляются баллы. Первый блок учитывает ассортимент программ поддержки обрабатывающей промышленности как собственных, так и совместных с ФРП, а также все, что касается работы с заявителями, качества консультаций.

Второй блок - оценка сайта и его информационного наполнения. Мы оцениваем полноту и корректность информации о собственных и совместных с федеральным ФРП программах финансирования. Отдельно оценивается корректность информации в региональном разделе Навигатора мер поддержки государственной системы промышленности (ГИСП).

Навигатор дает возможность пользователям получить информацию обо всех мерах господдержки. Важно, чтобы регфонд следил за актуальностью информации о своих программах.

Третий блок - это результаты работы, где оценивается не только количество одобренных проектов, но и число рассмотренных заявок. Мы прекрасно понимаем, что работа с заявкой, проведение экспертиз и анализ бизнес-плана - это трудоемкая, но необходимая работа, и она должна также идти в общий зачет. В этом же блоке мы учитываем заемщиков, которые обратились в федеральный ФРП с подачи и по рекомендации регфонда. Причем таких клиентов мы приравниваем в общем зачете к профинансированным им. Отдельно мы учитываем количество промышленных проектов в моногородах из-за социальной значимости вопроса.

Если регфонд привел в ФРП "клиента", то в рейтинге вы засчитаете, что он сам его профинансировал. Почему?

Роман Петруца: Это позволяет избежать ситуаций, когда некоторые фонды, видя крупный инвестпроект, где требуются сотни миллионов рублей, ведут его не в федеральный ФРП, а предлагают взять заем на гораздо меньшую сумму в рамках совместного финансирования с регфондом. Нам важно, чтобы местные команды не стремились заключить все сделки сами, а исходили из интересов клиента и региона. К слову, Пермский край стал лидером, в том числе за счет баллов, которые он заработал на привлеченных в федеральный ФРП заемщиках.

Размер регионального фонда имеет значение?

Роман Петруца: Капитализация фонда никак не влияет на место в рейтинге. Мы понимаем, что регионы сильно отличаются по количеству жителей, числу предприятий, общему развитию промышленности, финансовому положению, поэтому отталкиваться лишь от объема капитализации регфонда было бы некорректным. Мы сосредоточились на показателях, отражающих в первую очередь качество работы региональных команд. Такой объективный подход разделяет председатель наблюдательного совета ФРП, глава Минпромторга России Денис Мантуров, который относится к рейтингу с большим интересом.

По итогам первого рейтинга можно выявить какие-то тенденции, закономерности?

Роман Петруца: Примечательно, что в топ-10 по России попали Краснодарский и Ставропольский края, казалось бы, регионы с другой, нежели промышленность, специализацией. При этом с кубанцами мы начали работать только с лета 2018 года.

Эти результаты показывают, что специфика региона или срок работы регфонда не играют ключевого значения - "ветераны" промышленного развития работают стабильно, но есть и новички, которые взялись за дело и эффективно выстроили работу со своими предприятиями. Все в равных условиях, и все зависит от желания и компетенций региональных команд.

Рейтинг готов. Что дальше?

Роман Петруца: Каждый руководитель региона получает от ФРП письмо, где указана позиция его региона в рейтинге и приведена методология оценки. Это не просто письмо с цифрой, это подробный документ, из которого ясно, за какие именно достижения поставлены баллы и какие действия повысят место региона в рейтинге в будущем.

Обижаются?

Роман Петруца: Не без этого. Реакция руководителей фондов бывает разной, а вот губернаторы чаще благодарят. Ведь в письмах содержится ответ на вопрос, как повышать эффективность работы. Это своего рода методичка в дополнение к регулярным обучающим семинарам, важны эффективность и результат, а не эмоции.

Регионы вовлечены в процесс формирования рейтинга. Часть информации при его подготовке мы запрашиваем непосредственно в региональном фонде. Обе стороны используют эту возможность, чтобы "сверить часы", прояснить какие-то моменты, задать уточняющие вопросы. Так, например, до публикации рейтинга мы сверяем с коллегами из субъектов список заемщиков, которых они привели к нам за займом, и у них есть возможность дать аргументированные дополнения. Более того, некоторые критерии добавлены по инициативе региональных фондов. Составление рейтинга - это дорога с двусторонним движением.

Ключевой вопрос. Зачем нужна сеть региональных фондов?

Петруца: Создание региональной сети фондов развития промышленности - это тиражирование модели работы федеральной структуры. Регфонды решают те же задачи, что и ФРП, - развитие импортозамещающих, технологичных, конкурентоспособных производств. Основное отличие - масштаб проектов. В рамках нашей базовой программы мы финансируем проекты от 100 миллионов рублей, однако есть много перспективных проектов регионального масштаба с бюджетами менее 100 миллионов, которые значимы для субъекта. Поэтому и возникла идея масштабирования опыта федерального фонда.

Учредителями регфондов являются региональные власти, при этом ФРП консультирует по методологии создания новых и принципам работы действующих региональных фондов, чтобы их стандарты и принципы соответствовали уровню и качеству федеральной структуры.

Федеральный и региональные фонды предоставляют совместные займы на реализацию проектов в рамках программ "Проекты развития" и "Комплектующие изделия" в соотношении 70 процентов (федеральные средства) на 30 (средства регионов). Первичную работу с заемщиком, экспертизы, помощь в формировании заявочного пакета документов проводит регфонд, а львиную долю денег предоставляет ФРП. Финальное решение принимает экспертный совет ФРП.

Совместные займы интересны тем, что даже при относительно небольшом бюджете регфонда, например, в 300 миллионов рублей, за счет федерального "плеча" еще в 700 миллионов рублей получается в сумме миллиард рублей. На эти деньги можно поддержать от 10 до 50 предприятий (сумма займа варьируется от 20 до 100 миллионов рублей). А с учетом софинансирования (сами компании должны вложить от 20 до 50 процентов от суммы займа) в экономику региона может быть привлечено до двух миллиардов, что ощутимо для промышленности любого региона. Сегодня создано уже 60 регфондов, из них более 50 заключили соглашения с ФРП для выдачи совместных займов. А общий размер их капитализации превышает 12 миллиардов рублей. Также региональные фонды могут финансировать проекты по собственным программам поддержки, без участия ФРП.

Microsoft прекратил поддержку для Internet Explorer 10 и более старых версий с 12 января 2016 года, для корректной работы сайта рекомендуем установить:
Internet Explorer 11 и выше,
Microsoft Edge,
Google Chrome 66 и выше,
Mozilla Firefox 59 и выше,
Opera 45 и выше,
Safari 10.01 и выше.
Все понятно