13 июля 2016 г.

Созданный полтора года назад механизм
специальных инвестиционных контрактов (СПИК), пока применяющийся в единичных случаях, Минпромторг и Минэкономики собираются развивать с помощью преференций в госзакупках. С 1 сентября инвестор, работающий по СПИК, сможет получать статус единственного поставщика по госконтрактам — с одобрения правительства. Бизнесу пока неясно, как будут определяться сроки контрактов и не стоит ли предусмотреть более прозрачные правила игры. Сейчас СПИК интересны в основном
машиностроителям и
производителям лекарственных средств.
«Антикризисную» меру, позволяющую запустить в РФ импортозамещающие производства в обмен на налоговые скидки и стабильность госрегулирования, спустя год после запуска пришлось подкреплять преференциями и при госзакупках. В закон о контрактной системе включена норма, позволяющая сделать инвестора по СПИК (или привлеченную им компанию) единственным поставщиком при госзакупках. Норма вступит в силу с 1 сентября, итоговое решение останется за правительством, которое будет вправе определять единственного поставщика.
Напомним, специальные инвестиционные контракты, введенные в практику законом о промышленной политике в начале 2015 года, предполагают запуск импортозамещающих производств. Минимальные инвестиции в рамках СПИК — 750 млн руб., в обмен инвестору гарантируется неухудшение условий взаимодействия с властями и снижение ставки налога на прибыль (по решению региона) вплоть до нуля. Заявки на СПИК одобряет межведомственная комиссия при Минпромторге. При этом нормой о единственном поставщике смогут воспользоваться инвесторы, вложившие в производство не менее 3 млрд руб. Поставлять по госконтрактам они смогут не больше 30% годового выпуска. На заказчика ограничения не распространяются, тот сможет закупить до 100% нужного товара у единственного поставщика по СПИК.
Отметим, что против неконкурентных закупок импортозамещающих товаров не возражают даже в Минэкономики, хотя ранее министерство неоднократно указывало госзаказчикам на рост доли закупок у единственного поставщика. По данным ведомства, власти на федеральном и региональном уровнях заключали в 2015 году с единственным поставщиком 22% контрактов на 1,1 трлн руб. (на 4 процентных пункта больше, чем в 2014 году). «
Это одна из тех мер, которая должна не просто привлечь инвестиции в регионы, но и обеспечить окупаемость инвестпроектов в госзаказе»,— поясняет глава департамента контрактной системы Минэкономики
Максим Чемерисов.
Еще одним объяснением может быть тот факт, что норма о СПИК почти год оставалась мертвой:
первое такое соглашение Минпромторг заключил только в июне 2016 года на Петербургском экономическом форуме с производителем сельхозтехники Claas. На сегодня министерство одобрило еще пять СПИК, в проработке у Фонда развития промышленности (ФРП; помогает компаниям с заявками) находится еще около 40 контрактов. По данным ФРП, пять заявок сделала Калужская область, по четыре — Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область, больше всего заявок от машиностроителей и фармацевтов (медбиофарма). Первой фармацевтической компанией, подавшей в мае заявку на СПИК, стала BIOCAD — по данным «Фармацевтического вестника», речь идет о производстве препаратов для терапии рака и ВИЧ.
Как отметил омбудсмен по закупкам
Сергей Габестро, в целом в сложившихся экономических условиях и в рамках развития политики импортозамещения инициатива актуальна с точки зрения стимулирования создания и развития новых производств. «
При этом дополнительные административные процедуры, связанные с принятием акта правительства, могут усложнить доступ инвесторов к госзакупкам»,— считает эксперт. По его словам, перспективнее выглядит схема заключения регионального контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика, на основе конкурса. Как отмечает
Дмитрий Мордвинцев из BIOCAD, «
порядок получения этого статуса сложный, но и преференции достаточные». Он дополняет, что пока не очень понятно, по каким критериям правительство будет принимать решения о сроке предоставления статуса единственного поставщика.