14 апреля 2016 г.
«Мы видим, что средние компании достаточно гибкие и предлагают прорывные решения» Заместитель руководителя Фонда развития промышленности Михаил Макаров в интервью корреспонденту РБК+ Юлии Глуховской рассказал, как институт развития будет помогать бизнесу.

— Сложные экономические условия фактически заморозили кредитование малого и среднего бизнеса. Насколько ваши займы отвечают потребностям бизнеса?

— Вы абсолютно правы, ситуация на рынке тяжелая, возможности малого и среднего бизнеса сильно ограниченны. Заемные средства если и доступны, то под 15–20% годовых, что делает большинство проектов просто нерентабельным. В этих условиях фонд предлагает уникальную возможность финансирования проектов под 5% годовых в рублях на срок до пяти—семи лет. В этом году мы пересмотрели свои подходы и, чтобы поддержать в основном проекты среднего бизнеса, уменьшили максимальную сумму займа с 500 млн до 300 млн руб. по основной программе фонда — «Проекты развития». Это позволит поддержать, по нашим оценкам, почти в два раза больше проектов, чем в 2015 году.

— В прошлом году фонду было выделено порядка 20 млрд руб. Какое количество бизнесов удалось профинансировать?

— В 2015 году в фонд поступило 1282 заявки на общую сумму порядка 450 млрд руб., из них экспертный совет одобрил 74 проекта на 24,6 млрд руб. На сегодняшний день подписаны договоры займа, позволяющие реализовывать 62 проекта с привлечением 20,8 млрд руб. от фонда. Остальные одобренные проекты на стадии подписания: заняты досогласованием деталей договоров.

— Сколько денег нужно, чтобы запустить и завершить все качественные проекты, которые были уже заявлены в фонде?

— На конец 2015 года у нас на комплексной экспертизе находилось порядка 90 проектов на общую сумму займов, сопоставимую с той, что мы уже профинансировали в прошлом году, — 20 млрд руб. Средний чек такого проекта составляет примерно 250 млн руб. Однако в этом году мы изменили требования, и большинство заявителей, которые были на этапе комплексной экспертизы, сейчас вносят изменения в свои проекты, приводя их в соответствие с новыми условиями.

С одной стороны, мы снизили максимальную сумму займа, с другой — повысили требования по софинансированию и обеспечению со стороны заявителя. Теперь по программе «Проекты развития» обязательным условием является софинансирование не менее 50% от стоимости проекта заявителем, при этом не менее 15% общего бюджета должно быть профинансировано за счет собственных средств заявителя в предшествующие подаче заявки два года или шесть месяцев с момента выдачи займа. По программе «Проекты консорциумов» сумма софинансирования со стороны консорциума должна быть не менее 70% с тем же условием по собственным средствам: не менее 15% от бюджета проекта.

Что же касается требования по обеспечению: на момент выдачи займа он должен быть обеспечен на сумму займа и процентов на весь период пользования.

— В этом году у фонда появились и новые программы?

— Да, у нас появились две дополнительные программы по развитию станкостроения и лизинга, и для них сделаны отдельные стандарты. Программа лизинговых займов реализуется совместно с Центробанком, в ее рамках ЦБ выделяет 10 млрд руб. на фондирование лизинговых компаний через аккредитованные банки на льготных условиях. Вместе с этим до 50% от суммы авансового платежа заемщика может быть профинансировано за счет фонда под 5% годовых. Сумма займа у фонда по лизингу — от 5 млн руб. до 250 млн на срок до пяти лет. В итоге это дает приличную экономию предприятиям за счет снижения цены обслуживания лизингового договора. На данные три программы (проекты развития, консорциумы и лизинг) фонду в этом году выделено 20 млрд руб., и мы будем исходить из этого бюджета.

Программа поддержки станкостроения — отдельная программа с величиной займов от 50 млн руб. до 500 млн. Эта индустрия нуждается в длинных деньгах, и мы готовы их предоставить на срок до семи лет. При софинансировании заявителем обеспечивается не менее 30% бюджета проекта.

— Потребность в деньгах больше, чем ресурсы фонда. Как происходит отбор?

— Процесс отбора проектов мы сделали максимально понятным и прозрачным: он начинается с подачи электронной заявки в личном кабинете на сайте фонда. Заявка проходит экспресс-оценку — сотрудник фонда проверяет соответствие проекта и заявителя требованиям фонда. Если мы видим, что проект и заемщик формально соответствуют условиям программ фонда, но проект недостаточно технологичный, не имеет импортозамещающего или экспортного потенциала, не соответствует нашему списку ОКВЭД, то мы стараемся информировать заемщика уже на этой стадии о возможных перспективах. Тем самым мы хотим минимизировать усилия заемщиков и фонда, предлагая заявителям переработать проект до прохождения всех этапов процедуры.

После успешного прохождения экспресс-оценки проводится входная экспертиза проекта, в ходе которой заявитель загружает в личный кабинет комплект документов, необходимых для последующей комплексной экспертизы.

Как только все документы в электронном виде приняты фондом к рассмотрению, наступает этап комплексной экспертизы, во время которой все проекты проходят параллельно несколько видов экспертиз: финансово-экономическую, научно-техническую, производственно-технологическую, а также правовую оценку и оценку залогов. В целом в фонде есть определенные сроки на все процессы: экспресс-оценка должна занимать не более пяти дней, входная экспертиза — примерно столько же, а комплексная экспертиза — не более двух месяцев. Итоговое время рассмотрения конкретной заявки зависит не от нас, заемщикам, как правило, нужно время на предоставление документов по основному и дополнительному обеспечению, софинансированию и по соисполнителям проекта. У нас нет желания устраивать процесс бесконечных дополнительных запросов, поэтому мы стараемся оперативно рассматривать все дополнения и изменения.

После комплексной экспертизы проект попадает на рассмотрение экспертного совета фонда. Этот орган состоит из представителей бизнеса, банков (Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка и др.), деловых объединений — всего 17 человек. Решения принимаются большинством голосов, после того как руководство проекта расскажет о нем и ответит на вопросы членов экспертного совета.

— Каковы критерии успеха проекта?

— Как уже было сказано, одной из причин снижения максимальной суммы займа в этом году стало желание нарастить количество успешно реализуемых при поддержке фонда проектов. У нас нет формальных ограничений — средней компании дать средства или крупной. Но мы видим, что зачастую средние компании достаточно гибкие и предлагают прорывные решения, обладают достаточным опытом. При этом у них меньше доступ к длинным деньгам, чтобы эти проекты воплотить в жизнь.

Мы в отличие от банков даем заем на прединвестиционную стадию — на разработку и внедрение продукта, опытно-конструкторские работы.

По итогам прошлого года только 20% наших заемщиков — проекты крупного бизнеса. У них хорошая технологическая начинка, понятные перспективы импортозамещения, хороший экспортный потенциал, большая экономическая устойчивость. Мы понимаем необходимость поддержки среднего бизнеса, но при этом для нас важны и ключевые показатели эффективности. Из примеров проектов, которые уже идут полным ходом, — запуск в Калужской области производства впитывающих средств для взрослых, а в Брянской областинового цеха по производству изоляции для труб. В обоих случаях это существующий бизнес, не строительство в чистом поле. Мы не финансируем венчурные проекты, мы финансируем проекты с понятным производственным объемом, пониманием продукта и рынка, полноценной командой. Один из основных критериев отбора инвестиционных проектов — тот факт, что у бизнеса уже есть опыт реализации подобных производств в прошлом.

— Каким образом заемщик Фонда может использовать деньги при реализации импортозамещающего проекта? Каковы правила и ограничения?

— Процесс выглядит очень похожим на банковский мониторинг проектного финансирования. Понятно, что заемщик должен использовать средства строго согласно смете проекта и календарному плану. Если говорить про технологию процесса, то после подписания договора займа деньги поступают на отдельный расчетный счет в аккредитованном фондом банке. Для использования этих средств нужен акцепт со стороны фонда, то есть каждая платежка одобряется сотрудником фонда. Это принципиальное условие и его выполнение позволяет контролировать целевое использование займа. У нас нет задачи бюрократизировать процесс и сделать его менее оперативным — мы понимаем, что проект развивается быстро, платежей и акцептов может быть много. Но мы стараемся быть максимально клиентоориентированными и пока у текущих заемщиков проблем не возникало.

Если при всех ограничениях и контроле будет обнаружен факт нецелевого использования средств, то специалисты фонда выезжают на место и проверяют эту информацию. Если она подтвердится, то действие договора займа может быть прекращено, а заемщик вернет деньги и выплатит своего рода штраф в виде двойной ключевой ставки Банка России вместо 5% годовых по займу.

— Каким образом потенциальные заемщики узнают о фонде и его программах?

— Для вовлечения проектов мы используем сайт фонда, который позволяет максимально просто подать заявку в электронном виде, а также мероприятия институтов развития, деловых (ТПП, РСПП, «Опора России», «Деловая Россия») и отраслевых (Союз машиностроителей) общественных объединений. На финансово-промышленном форуме в рамках «Иннопрома» в Екатеринбурге у фонда, например, будет отдельная секция, где мы соберем представителей банковского и промышленного капитала и будем обсуждать вопросы финансирования производственного бизнеса.

Кроме того, мы готовим собственную конференцию, на которой хотим собрать своих заемщиков, а также их потенциальных партнеров — представителей агентств по продвижению экспортной продукции, институтов развития, банков и инвестиционных фондов, которые видят в наших заемщиках потенциал.

Мы видим взаимную выгоду сотрудничества с корпорацией МСП. Во-первых, корпорация МСП готова предоставить заемщикам фонда гарантии на 50% суммы займа. Во-вторых, обсуждаем возможность софинансирования до 35% стоимости проекта в рамках программ корпорации под 6,5% годовых. Такие условия повысят общую устойчивость проекта.

— Какая доля заемщиков приходится на регионы, насколько равномерно распределение клиентов фонда по стране?

— У нас нет любимчиков среди регионов, фонд заинтересован в максимальном покрытии территории страны. В 2015 году по количеству заявок Москва и Московская область находятся на первом и третьем местах соответственно, но по количеству подписанных договоров займа проекты из столичного региона составляют суммарно лишь чуть более 15%.

Помимо Москвы (четыре договора займа) и Московской области (пять договоров займа) наибольшее количество проектов профинансировано в Санкт-Петербурге (пять), Владимирской и Ярославской областях (по четыре), Татарстане, Ивановской, Калужской, Свердловской областях (по три). В целом география достаточно обширная — 62 проекта реализуются в 35 регионах России. 
Microsoft прекратил поддержку для Internet Explorer 10 и более старых версий с 12 января 2016 года, для корректной работы сайта рекомендуем установить:
Internet Explorer 11 и выше,
Microsoft Edge,
Google Chrome 66 и выше,
Mozilla Firefox 59 и выше,
Opera 45 и выше,
Safari 10.01 и выше.
Все понятно